Бывший руководитель Дворца творчества юных Владимир Киселев в разговоре с «ПД» рассказал, какими видит перспективы образования для молодого поколения.
– Вы много лет были директором Аничкового дворца, где занимаются дети, сейчас вы работаете с молодежью. С кем проще строить диалог?
– Одинаково трудно и с теми и другими, просто каждый возраст требует своих подходов, но тот и другой возраст не терпят никакой фальши и лжи. На интуитивном уровне дети чувствуют, когда педагог и взрослый человек с ними неискренен и фальшивит. Трудности можно преодолеть, когда ты выстраиваешь этот диалог как диалог равноправных партнеров, даже когда ты разговариваешь с ребенком или подростком. Могу сказать, что мне не всегда удается применять этот вывод на практике, иногда тянет к назиданию.
– Часто ли сейчас можно встретить талантливых молодых людей и что делать, чтобы этот талант не погубить?
– Таких сегодня очень много. Среди молодых людей – талантливые музыканты, танцовщики, ребята, делающие какие-то технические открытия в различных областях знания, в спорте. Не лишним будет вспомнить последние Олимпийские игры в Корее, где из-за решения МОК не смогли принять участие ведущие российские спортсмены, а выступали именно дублеры – молодежный состав сборных команд Российской Федерации. И мы все стали свидетелями замечательных результатов нашей молодежи. Талант дается человеку с рождения, в дальнейшем его можно только развивать. Надо понимать, что очень мало таких людей, которые добились успехов в какой-то области без огромных усилий. По моему наблюдению, талантливые люди просто получают удовольствие от процесса обучения и применения своих способностей.
– Сейчас вы являетесь директором образовательной программы Liberal Arts. В чем она заключается?
– Это пилотная программа, которая реализуется пока только на факультете социальных технологий Северо-Западного института управления. Она есть и в нашем головном вузе в московском кампусе РАНХиГС, но она там реализуется в несколько другом формате. Я являюсь соавтором этой программы. Она реализуется в нашем институте вот уже 2 года. К ее открытию и пониманию того, что вообще сегодня происходит в высшем образовании, зачем ребята приходят, зачем они получают диплом, мы шли достаточно длительный период времени.
Мы придумали такую форму, которую для себя назвали «многопрофильный бакалавриат». Она предусматривает комбинацию двух профилей обучения – основная программа бакалавриата и дополнительная профессиональная программа, которая может углублять какие-то знания или расширить компетенции специалиста.
Ребята поступают классическим способом. На первом курсе, вне зависимости от направления подготовки, абсолютно одинаковый набор дисциплин с одинаковым количеством часов. Но мы взяли все дисциплины общего порядка и переместили их на первый курс. Всю практическую часть занятий на введении в каждую профессию мы проводим в условиях нашего учебного центра «Академия» в поселке «Молодежный».
К концу года каждому из поступивших становится ясно, поступил ли он на то, что хотел, или ошибся с выбором. Ребята либо остаются, либо пишут заявление с просьбой о переводе на другое направление внутри пяти направлений факультета.
– И много студентов меняют свое решение после первого курса?
– После первого года реализации программы порядка 40 студентов из 240 человек воспользовались правом перехода на другую программу. И это уже их осознанный выбор.
– А когда ребятам предлагается дополнительная программа?
– Второму курсу в мае месяце предлагается ярмарка дополнительных образовательных программ. В этом году мы предлагаем 15 программ. Ребята на этой ярмарке могут выбрать одну из них. Каждая программа рассчитана на три семестра и закончится вторым дипломом. Важно, что на программу дополнительного образования могут прийти студенты и любого другого вуза не ниже второго курса.
– Что подтолкнуло вас к созданию этой программы?
– В принципе, идеи либерального образования достаточно популярны и в Европе, и за океаном уже достаточно давно. Наверное, почти три века уже насчитывается этому. Но мы не моды ради пришли к этому.
Когда я пришел в РАНХиГС деканом факультета, в принципе, сразу же задал себе, своим коллегам и будущим выпускникам вопрос – что происходит с ребятами, когда они получили заветные корочки, и куда они идут дальше. Потому что по специальности после очень многих вузов выпускники не то что не хотят работать, они чаще всего не могут работать.
Я понял, что эта проблема существует, и понял, что с нашими выпускниками происходит то же самое, что и с множеством других. И надо что-то делать для того, чтобы наши выпускники получили какой-то серьезный бонус по сравнению с теми выпускниками, которых по аналогичным направлениям подготовки выпускают высшие учебные заведения Петербурга.
Арифметика такова: два направления, которые являются ведущими на факультете сегодня – реклама и журналистика, вот по этим направлениям ежегодно вузы Петербурга выпускают порядка 900 человек в год. И это еще не самая страшная статистика по сравнению с такими модными направлениями, как юриспруденция или экономика. Я сразу пришел к выводу, что нужно придумывать такой вариант, который даст нашим ребятам какие-то очень современные знания и профессиональные компетенции, которые помогут им в жизни, особенно в практике, очень серьезно.
Я перешел с должности декана только во имя того, чтобы заниматься этим живым и очень серьезным делом. Просто очень хочется сегодняшним студентам помочь в этой трудной жизни, ведь впереди будет еще сложнее.
– Какие типичные ошибки допускают родители при выборе дела жизни для своих детей?
– Дети очень часто затрудняются ответить на вопрос «Кем ты хочешь стать?», даже в старших классах. Но стоит ли навязывать ребенку свою волю именно в этот поворотный момент, который определяет всю его дальнейшую судьбу? Ошибаться могут не только подростки, но и родители. Рискну типизировать эти ошибки.
Самая популярная – «Ты пойдешь по моим стопам». Разумеется, есть династии, и в этом ничего плохого нет, но даже в этом случае не стоит обходить вниманием различные способности своего ребенка. Кто-то говорит: «Ты исполнишь мою мечту» – добрая половина учеников в музыкальных или художественных школах – это дети тех, кто в молодости мечтал играть на скрипке, работать с мольбертом и т.д. Но судьба распорядилась иначе. Воплощать свои мечты, думая о том, какую профессию выбрать для ребенка, – эгоистичное, непродуманное решение.
Еще один вариант – «Я тоже не знаю, что тебе делать». Либеральные родители убеждены, что определяться с профессией – дело самого ребенка, но 16-летний подросток не всегда в состоянии сделать осознанный выбор самостоятельно. В итоге – спешка, в которой можно совершить ошибку, исправить которую можно, но это будет нелегко и потребует времени.
Некоторые родители придерживаются принципа невмешательства. Они говорят: «Спроси кого-нибудь еще». Как правило, рядом оказывается друг или подруга, которые уже поставили себе цель и уверенно идут к ней. Выбор друга может значительно повлиять на самоопределение ребенка.
Еще одна типичная ошибка – «Для меня главное – получить высшее образование, а по какой профессии – неважно».
Наверное, прав был Стив Джобс, когда говорил, что люди часто не знают, чего хотят, пока им это не покажешь. Роль родителей при выборе профессии – оказать влияние, но очень осторожно и тщательно, обратить внимание не только на успеваемость, но и на таланты, увлечения. Не лишне пройти тест на профориентацию, а также зайти на крупный рекрутинговый сайт и посмотреть, какие профессии востребованы сейчас, и узнать их перспективность на рынке труда.
– Старшее поколение сейчас ругает молодежь, как вы к этому относитесь?
– Это утверждение звучит как аксиома, и именно поэтому я не хочу себя относить к пожилому поколению. Пожалуй, я этим и ответил на этот вопрос… резко отрицательно. Надо чаще вспоминать себя в молодости, и отпадет желание ругать молодежь. Я, как счастливое исключение из своего поколения, думаю так, потому что общаюсь с замечательной молодежью.