8–10 октября 2021 г. в канун Всемирного дня психического здоровья состоялся III Международный конгресс «Психическое здоровье человека XXI века: Дети. Общество. Будущее», организованный Союзом охраны психического здоровья. Конгресс прошел при участии ведущих российских и зарубежных ученых и экспертов в сфере охраны психического здоровья детей и подростков из 37 стран мира, при участии ВОЗ и поддержке Минздрава России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минтруда России, Минспорта России, Минкультуры России.
В этом году, в связи с обострением эпидемиологической ситуации, мероприятие прошло в онлайн-формате, однако, это не помешало принять в нём участие более 10000 медицинским специалистам и экспертам, работающих в сфере охраны психического здоровья детей и подростков, представителям некоммерческих организаций и деловых кругов, а также средствам массовой информации.
Программа включала в себя 8 направлений: «Укрепление психического здоровья и профилактика психических расстройств среди детей и подростков»; «Дети и подростки с психиатрическим опытом: лечение и реабилитация»; «Психическое здоровье одаренных детей»; «Психическое здоровье детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»; «Влияние физической культуры и спорта на психическое здоровье детей и подростков»; «Образование и психическое здоровье детей и подростков»; «Правовые и экономические основы охраны психического здоровья детей и подростков»; «Влияние культуры и искусства на психическое здоровье детей и подростков». В работе последнего направления приняла участие Эксперт Всемирного клуба петербуржцев, директор программ «Психология» и «Управление персоналом» СЗИУ РАНХиГС, кандидат психологических наук, член Союза писателей России Огарева Екатерина Ивановна.
В своем выступлении, посвященном роли чтения в формировании ценностно-смысловой сферы личности, она привела статистические данные, демонстрирующие тревожную тенденцию падения интереса современной молодёжи к чтению художественной литературы при одновременном росте потребности в литературном творчестве и самовыражении через художественный текст. «Чтение – это важная, когнитивная работа, связанная с развитием навыка декодирования. Читатель не просто воспринимает текст – но, учится находить в нем скрытую или противоречивую информацию, видеть за деталями целое, учитывать тонкости языка домысливать, апеллируя к собственному опыту. – подчеркнула Огарева. – По сути, раскрывая для себя литературное произведение, читатель входит в процесс «сотворчества» с писателем и скорее не воссоздает, а творит с ним вместе Смысл заново. Воздействие художественной литературы происходит и на аффективном, бессознательном уровне: вызывая катарсические переживания, она способна менять установки личности и перестраивать её самосознание». Вот почему так важно уделять внимание не только творчеству, но и развитию навыка сознательного прочтения художественного текста. В своём выступлении Огарева Е.И. уделила внимание и проектам, способствующим продвижению чтения, упомянула в частности издательскую программу Всемирного клуба петербуржцев и конкурс юных талантов «Звезда Прометея», включающий в себя не только творческую номинацию, но и поощряющий исследования и публикации в области литературы и искусства.
Итогом Конгресса стало принятие проекта декларации, направленной на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления психического здоровья и благополучия детей и подростков.
« Мы утверждаем, что культура и искусство оказывают значительное влияние на формирование устойчивого равновесия между различными психическими свойствами и процессами. Культурные ресурсы, основанные на материальном и нематериальном наследии, традиционных знаниях и навыках способствуют когнитивному и эмоциональному развитию, гармонизации внутреннего мира ребенка в процессе его развития и созревания» — декларируется в принятом документе.
Ссылка на трансляцию: