Некоторые преподаватели обижаются, когда на их пары никто не ходит. Их молодой коллега Александр Старцев считает, что всё дело в руках педагога: либо меняйся сам и становись интересным, либо продолжай в том же духе и не жалуйся. Вот шесть его советов по завоеванию студенческой аудитории.
1. Искать положительные раздражители
На первый взгляд, студенты – это каста совершенно беззаботных людей, которые приходят в вуз тусоваться, а не учиться. Но ставить им это в вину — это как говорить, что человек изобрел автомобиль лишь потому, что ему стало лень ходить пешком.
Современная молодежь очень отзывчива к переменам, все время осваивает что-то новое, ищет и находит оптимальные решения задач. Им не интересно приходить к восьми утра, чтобы послушать лекцию, которую они с тем же успехом посмотрели бы на YouTube в удобное время с компьютера или телефона.
Студенты стремятся потреблять знания в удобном для себя формате. С этим ни в коем случае не нужно бороться, а напротив, стоит использовать по максимуму. Наше классическое образование тяготеет к старомодным порядкам и не спешит эволюционировать вслед за своими слушателями. Но студенты понемногу меняют учебные подходы, сами того не зная.
2. Осваивать новые инструменты
Передача знаний стала гораздо проще, быстрее и интереснее. В руках преподавателя сосредоточен огромный ассортимент инструментов, радостно, что в СЗИУ никто не мешает их использовать. Например, для подготовки презентаций мне идеально подходит сервис Sway. Если по каким-то причинам не успеваю прочитать запланированную лекцию, то записываю ее на веб-камеру, быстро монтирую и рассылаю ученикам ссылку на YouTube. Для создания пошаговых инструкций или даже небольших курсов есть отличный сервис IExplain.
Осваивая новые технологии, мы не только совершенствуемся сами, но и даем студентам мощный стимул для усвоения знаний в удобной для них форме. Мы стоим перед историческим поворотом. Пока еще система образования цепляется за прошлое, но внутри этой махины копится критическая масса неизбежных трансформаций. Несмотря на экономический кризис, нехватку кадров и другие проблемы, ситуация понемногу меняется. Образование не может стоять на месте, оно неизбежно будет развиваться, как и все живое на свете.
3. Найти лицо группы и заглянуть в него
Сложно рассматривать методику преподавания как набор шаблонных приемов. Любая группа — это уникальный организм, коллективная личность. Нужно понять ее особенности и искать индивидуальный подход. Конечно, есть и общие моменты. Например, я стараюсь всегда быть приветливым и вежливым, относиться к ученикам как к коллегам, с которыми мы заняты общим делом. Конечно, в образовании должна быть некоторая дисциплина, но командная модель «начальник-подчиненный» мне кажется очень неэффективной.
4. Оставаться на связи
Не могу сказать, что я огромный поклонник переписок со своими студентами во внеучебное время, но не игнорирую их. Пара длится всего полтора часа, но технологии позволяют быть на связи в режиме 24/7, и когда у ребят возникают вопросы по учебе, я готов ответить на них в любое время. Кроме того, не всем ученикам одинаково комфортно спрашивать о чем-то на лекциях, а вот сформулировать интересующую проблему в личной переписке – другое дело.
5. Сориентировать на местности
Многие студенты еще не знают, кем они хотят стать и зачем поступили именно в этот вуз. Часто выбором карьеры руководят родители, которые готовы пойти на многое, лишь бы пристроить ребенка в «престижный вуз» на «хорошую специальность». Беда в том, что большинство родителей сами не представляют, что будет востребовано на рынке труда сегодня или через пять лет.
Важно поддержать интересы студентов и рассказывать как можно больше о возможностях в сфере их увлечений. Конечно, если мама и папа мечтают о карьере хирурга или дипломата для своего сына, они будут шокированы его желанием стать, к примеру, трактористом. Но им невдомек, что в наши дни поля уже возделывают беспилотные тракторы, а управляют ими инженеры-программисты и робототехники. Работа такого специалиста в будущем окажется намного интересней и выгодней, чем у очередного менеджера или юриста.
6. Помнить, что теория без практики – бесплотный дух
Практика должна доминировать над теорией, по крайней мере, в сфере медиа, где я преподаю. Мои ученики хорошо воспринимают игровые формы занятий. Например, на занятия по риторике десятиклассники приходят вообще без тетрадок. Они могут записать что-то в телефон, а в остальное время мы симулируем различные ситуации и вместе ищем лучшее решение. Один раз мы организовали презентацию кроссовок с самозатягивающимися шнурками: ребята распределяли роли, учились говорить и формулировать свои мысли. Умение четко излагать свои идеи пригодится везде – и на конференции, и для переписки в мессенджере.
Важный аспект практического обучения — не мешать человеку делать ошибки, пока он учится. Результаты личных промахов наглядно сказываются на качестве выполненной работы. Студенты учатся ценить знания и по возможности избегают ошибок в дальнейшем.
Александр Старцев