Побывав на последнем форуме «3D Журналистика», никак не могу отделаться от ощущения, что раньше как-то неправильно понимал суть профессии журналиста. Сам форум длился два дня и, по обыкновению, оказался очень интересным, дав гостям богатую пищу для размышлений. Одной из тем, предложенной организаторами, была спортивная журналистика. Спикерами по этой теме были Юрий Дудь (главный редактор sports.ru, одного из самых популярных спортивных сайтов России), Николай Ярёменко (главный редактор радио «Команда») и Сергей Кривохарченко (автор sports.ru, эксперт по немецкому футболу) – люди вполне известные и достойные.
Дудю, выступавшему первым, удалось завести аудиторию. Юрий рассказывал довольно эмоционально, часто обращался к зрителям, шутил, не стесняясь, кстати, обильно использовать идиоматические выражения (интересно, что в его речи мат смотрелся довольно органично). Главный посыл выступления первого спикера можно выразить его же цитатой: «Сегодня журналист – это менеджер отдела продаж». Собственно, в своём выступлении Дудь перечислял факторы, с помощью которых можно «заманить» на сайт как можно больше посетителей. Оказывается, для этого на спортивном сайте должно быть, в числе прочего, как можно больше фоток с красивыми девушками («с цыпами»), а в материалах необходимо писать о политике или популярных компьютерных играх. О спортивной составляющей Юрий не упоминал в принципе – большинство аудитории составляли девушки, и, возможно, именно поэтому спикер не посчитал нужным «распыляться» о последних событиях в мире футбола.
Не хотелось бы вдаваться в подробности выступлений следующих спикеров, но кое о чём сказать всё же следует. Точнее, следует привести примерную цитату Николая Яременко: «Если бы у меня был выбор, кого взять к себе на станцию спортивным комментатором – клоуна или серьёзного аналитика – я бы выбрал клоуна. Потому что комментатор должен быть шоумэном, должен развлекать публику». Вы не находите, как тесно эти мысли переплетаются с тем, о чём говорил Юрий Дудь?
Сейчас, по мнению вышеупомянутых экспертов, не нужны глубокие авторские рассуждения на «десять тысяч знаков» или анализ какого-то события. Нужно выгодно продавать материалы, привлекать публику громкими «кричащими» заголовками и красивыми эмоциональными оборотами, – а хорошо разбираться в том, о чём говоришь или пишешь, при этом не обязательно.
Таковы реалии современной журналистики, которая уже и не журналистика, а «медиарынок», где читатель – «клиент», а сам журналист – «менеджер отдела продаж». Этот подход не нов: коммерческая журналистика (включая и интернет-журналистику) всегда ориентировалась на собственную материальную прибыль, а не духовную «прибыль» читателя. Но неужели коммерция должна распространяться на всю профессиональную деятельность целиком? Неужели все присутствовавшие на форуме и громко аплодировавшие Юрий Дудю действительно с ним согласны?
Хочется надеяться, что, какой бы выбор не сделали для себя в будущем молодые журналисты, деньги не будут для них главным нравственным ориентиром. Ведь быть умным и грамотным профессионалом куда важнее (и интереснее), чем продавцом информации.
Текст: Егор Гельвер, Дарья Трещенко